Вопрос экспозиции для большинства фотографов, снимающих на плёнку, является основополагающим. Количество света, запечатленного на кадре, указывает нам то, что хотел показать фотограф, настроение, которое он хотел передать, а также расстановку акцентов.
Именно поэтому экспозиция играет решающую роль в вашем снимке на плёнку.
Что принято считать корректной экспозицией? Снимать ли плёнку в «+1 стоп», «пережигать» или же следовать указанным на коробке значениям ISO?
Мы постоянно проводим внутренние тесты для того, чтобы держать в форме себя, наше оборудование и не терять верных ориентиров при работе с плёнкой.
Ниже вы можете ознакомиться с результатами тестов, снятых на плёнку Fuji Pro 400H и камеру Hasselblad 501 CM (значения для ISO 400 – 1/125, f 2.8), сканирование произведено на сканере Frontier SP-3000 при одинаковых настройках для всех кадров, замер экспозиции выполнен внешним экспонометром. И это важный момент. Если вам нужен предсказуемый результат съёмки, используйте внешний экспонометр. Именно это обеспечит вас надежной информацией об экспозиции, так как вы производите замер внешним экспонометром падающего света, а не света, отраженного чёрным смокингом или же белым платьем в объективе вашей камеры, что даст не корректные значения при экспонировании.
Позволим отснятым кадрам донести основную мысль, к которой был приурочен данный тест.
-2 стопа
-1 стоп
номинал
+1 стоп
+2 стопа
+3 стопа
1/125
f 2.8
ISO 400
Негативная плёнка (Kodak Portra 160/400/800, Fuji Pro 400H), являясь довольно гибкой по отношению к свету, ведёт себя по-своему в каждом отдельном случае.
Кадры, снятые ниже номинального значения, иллюстрируют ярко выраженные контуры зерна из-за недостаточного количества света, полученного плёнкой. Помимо текстуры снимка проявляются цветовые артефакты в области теней.
По мере увеличения значения выдержки возрастает экспозиция по всей площади кадра.
И, как мы можем убедиться, плёнка выдерживает довольно сильный пересвет относительно кадра, снятого по номинальному значению. Тем самым плёночная техника выигрывает у цифровых камер, так как матрицей – приемником света, является именно область плёночного кадра.
Данный тест проводится не только фотолабораториями по всему миру, но и отдельными фотографами для оценки той или иной плёнки, фотоаппаратуры и своих собственных предпочтений.
Какой итоги можно подвести, опираясь на результаты данного теста?
Плёнка действительно является гибкой и обладает довольно широким диапазоном и позволяет получить как светлое, так и тёмное изображение. Из этого следует и то, что одного единого рецепта той фотографии, которая понравится именно Вам, нет. Однако смело можно сказать, что переэкспонированный кадр обеспечит более чистый цвет и текстуру кожи модели на ваших кадрах. Сделать кадр темнее возможно как в процессе сканирования, так и при дальнейшей работе с ним.
Помимо сказанного выше, настоятельно рекомендуем вам ознакомиться с блогом Let There Be Film – независимом проекте, предоставляющем всю самую необходимую информацию о современной плёночной фотографии. Там же вы можете найти ультимативный, на наш взгляд, тест негативных и слайдовых плёнок.
Снимайте. Экспериментируйте. Снимайте больше.
Lighthouse Film Lab